Я не знаю, много ли еще осталось людей, строящих свои модели из бальзы. Но я один из них.
Не так давно загорелся постройкой планера. А точнее - мотопланера. Возможно, просто захотелось вспомнить детство, когда выпиливал лобзиком нервюрки и клеил их на ПВА к лонжеронам.
Но, как бы то ни было, в поисках вдохновения, я перекопал с десяток чертежей планеров и остановился на "Альбатросе". Я никогда не строю точно по чужому чертежу. Всегда беру что-то за основу и начинаю своевольничать, изменяя все, что мне не по вкусу.
От "Альбатроса" остались только внешние размеры, примерная конструкция фюзеляжа, киль, форма и идея подвижного стабилизатора. Крыло я полностью переделал. В оригинале крыло имеет двойной излом. Я ограничился одним, под углом 12 градусов. Размах крыльев - 2 метра.
Конструкция планера.
Фюзеляж.
Передняя часть прямоугольной формы со скругленными краями - из бальзы 2.5 мм. Спереди сверху - крышка батарейного отсека, выполнена из бальзы. Крепится спереди на деревянных штифтах, сзади удерживается магнитами.
Задняя часть - карбоновая трубка от удочки.
Моторама - из буковых пластин толщиной 3 мм.
Киль.
Сосновая рейка 3х5 мм почти по всей длине(высоте), по краям заменяется на бальзовую. 3 мм в глубину. Передняя кромка - бальза 1.5 мм, задняя кромка - бальза 3 мм.
Обшивается пластинами 1.5 мм. Обтачивается по форме и по профилю. Нижняя часть усилена пластиной из твердого дерева. Покрывается прозрачным цапон-лаком.
Руль направления - наборный, обшивается пленкой.
Стабилизатор.
Почти по всей длине сосновая рейка 3х5 мм, по краям заменяется на бальзовую. 5 мм в глубину. По конструкции аналогичен килю, только руль высоты не раздельный, а является продолжением стабилизатора.
Профиль - симметричный. Толщина 5+1.5+1.5 = 8 мм. Центральная часть - цельнобальзовая, в нее вклеивается алюминиевый шарнир и качалка. Аналогично килю, передняя часть покрывается цапон-лаком. Задняя - наборная, обшивается пленкой.
Крыло.
Крылья симметричные, соединяются стальными штифтами диаметром 6.5 мм. Оба крыла, соединенные вместе, крепятся к фюзеляжу резинками.
Крыло состоит из средней части прямоугольной формы и концевой трапециевидной. Ширина крыла у основания 220 мм, у законцовки 140 мм.
Средняя часть имеет 4 корневые силовые нервюры, выполненные из буковой пластины 2.5 мм. остальные 5 нервюр - из бальзы 2.5 мм. Расстояния между корневыми нервюрами - 40 мм. Первая обычная нервюра отстоит от последней корневой на 60 мм. Расстояния между остальными нервюрами 80 мм. Таким образом, длина средней части получается 500 мм.
Концевая часть крыла имеет 6 нервюр из бальзы 1.5 мм. Расстояние между ними 80 мм. Законцовка крыла - 20 мм. Таким образом, длина концевой части также 500 мм, а общий размах крыльев - 2 метра.
Передняя часть крыла от передней кромки и до первого лонжерона сверху и снизу зашивается бальзовой пластиной 1.5 мм.
Два лонжерона. Передний - две бальзовые рейки 5х5 мм, задний - 5х3 мм, оба вертикально усилены бальзой 1.5 мм. Основной (передний) лонжерон в районе силовых нервюр усилен буковыми накладками 2.5 мм.
Передняя кромка - из двух бальзовых реек толщиной 4 мм, сложенных вместе.
Задняя кромка - две бальзовые пластины шириной 20 мм и тощиной 1.5 мм. На нервюры между лонжероном и задней кромкой сверху и снизу приклеиваются накладки толщиной 1.5 мм.
Корневая часть крыла, в районе силовых нервюр, сверху и снизу зашивается бальзой 1.5 мм от передней до задней кромки.
Концевая часть крыла имеет аналогичную конструкцию. Законцовка из бальзы.
Соединение центральной и концевой частей крыла - по лонжеронам на буковых прямоугольных штифтах, толщиной 3 мм, под углом 12 градусов. По передней и задней кромкам - на стальных штифтах 1.5 мм.
Двигатель "С3530-1400" от Turnigy. Максимальный потребляемый ток 15 Ампер.
Регулятор той же фирмы, на 30 Ампер. Батарея литиевая, 11.1V, 1300 mA - 1800 mA.
Пропеллер 10х6, складывающийся.
Две миниатюрные сервы расположены внутри фюзеляжа, под крылом. Тяги - пластиковые трубчатые, одна вставляется в другую.
Конечно, такое примерное описание дает только общую картину конструкции. Могу прицепить фотки, снятые в процессе сборки, если кому-то будет интересно. Есть и фотки готовой модели.