Радиоуправляемые модели в Израиле
http://rcisrael.flyboard.ru/

Планер - бальзам для души
http://rcisrael.flyboard.ru/topic217.html
Страница 1 из 1

Автор:  Richi [ 23-01, 22:38 ]
Заголовок сообщения:  Планер - бальзам для души

Я не знаю, много ли еще осталось людей, строящих свои модели из бальзы. Но я один из них.
Не так давно загорелся постройкой планера. А точнее - мотопланера. Возможно, просто захотелось вспомнить детство, когда выпиливал лобзиком нервюрки и клеил их на ПВА к лонжеронам.
Но, как бы то ни было, в поисках вдохновения, я перекопал с десяток чертежей планеров и остановился на "Альбатросе". Я никогда не строю точно по чужому чертежу. Всегда беру что-то за основу и начинаю своевольничать, изменяя все, что мне не по вкусу.
От "Альбатроса" остались только внешние размеры, примерная конструкция фюзеляжа, киль, форма и идея подвижного стабилизатора. Крыло я полностью переделал. В оригинале крыло имеет двойной излом. Я ограничился одним, под углом 12 градусов. Размах крыльев - 2 метра.

Конструкция планера.

Фюзеляж.
Передняя часть прямоугольной формы со скругленными краями - из бальзы 2.5 мм. Спереди сверху - крышка батарейного отсека, выполнена из бальзы. Крепится спереди на деревянных штифтах, сзади удерживается магнитами.
Задняя часть - карбоновая трубка от удочки.
Моторама - из буковых пластин толщиной 3 мм.

Изображение

Киль.
Сосновая рейка 3х5 мм почти по всей длине(высоте), по краям заменяется на бальзовую. 3 мм в глубину. Передняя кромка - бальза 1.5 мм, задняя кромка - бальза 3 мм.
Обшивается пластинами 1.5 мм. Обтачивается по форме и по профилю. Нижняя часть усилена пластиной из твердого дерева. Покрывается прозрачным цапон-лаком.
Руль направления - наборный, обшивается пленкой.

Изображение

Стабилизатор.
Почти по всей длине сосновая рейка 3х5 мм, по краям заменяется на бальзовую. 5 мм в глубину. По конструкции аналогичен килю, только руль высоты не раздельный, а является продолжением стабилизатора.
Профиль - симметричный. Толщина 5+1.5+1.5 = 8 мм. Центральная часть - цельнобальзовая, в нее вклеивается алюминиевый шарнир и качалка. Аналогично килю, передняя часть покрывается цапон-лаком. Задняя - наборная, обшивается пленкой.

Изображение

Крыло.
Крылья симметричные, соединяются стальными штифтами диаметром 6.5 мм. Оба крыла, соединенные вместе, крепятся к фюзеляжу резинками.
Крыло состоит из средней части прямоугольной формы и концевой трапециевидной. Ширина крыла у основания 220 мм, у законцовки 140 мм.
Средняя часть имеет 4 корневые силовые нервюры, выполненные из буковой пластины 2.5 мм. остальные 5 нервюр - из бальзы 2.5 мм. Расстояния между корневыми нервюрами - 40 мм. Первая обычная нервюра отстоит от последней корневой на 60 мм. Расстояния между остальными нервюрами 80 мм. Таким образом, длина средней части получается 500 мм.
Концевая часть крыла имеет 6 нервюр из бальзы 1.5 мм. Расстояние между ними 80 мм. Законцовка крыла - 20 мм. Таким образом, длина концевой части также 500 мм, а общий размах крыльев - 2 метра.
Передняя часть крыла от передней кромки и до первого лонжерона сверху и снизу зашивается бальзовой пластиной 1.5 мм.
Два лонжерона. Передний - две бальзовые рейки 5х5 мм, задний - 5х3 мм, оба вертикально усилены бальзой 1.5 мм. Основной (передний) лонжерон в районе силовых нервюр усилен буковыми накладками 2.5 мм.
Передняя кромка - из двух бальзовых реек толщиной 4 мм, сложенных вместе.
Задняя кромка - две бальзовые пластины шириной 20 мм и тощиной 1.5 мм. На нервюры между лонжероном и задней кромкой сверху и снизу приклеиваются накладки толщиной 1.5 мм.
Корневая часть крыла, в районе силовых нервюр, сверху и снизу зашивается бальзой 1.5 мм от передней до задней кромки.
Концевая часть крыла имеет аналогичную конструкцию. Законцовка из бальзы.
Соединение центральной и концевой частей крыла - по лонжеронам на буковых прямоугольных штифтах, толщиной 3 мм, под углом 12 градусов. По передней и задней кромкам - на стальных штифтах 1.5 мм.
Изображение

Изображение

Двигатель "С3530-1400" от Turnigy. Максимальный потребляемый ток 15 Ампер.
Регулятор той же фирмы, на 30 Ампер. Батарея литиевая, 11.1V, 1300 mA - 1800 mA.
Пропеллер 10х6, складывающийся.
Две миниатюрные сервы расположены внутри фюзеляжа, под крылом. Тяги - пластиковые трубчатые, одна вставляется в другую.

Конечно, такое примерное описание дает только общую картину конструкции. Могу прицепить фотки, снятые в процессе сборки, если кому-то будет интересно. Есть и фотки готовой модели.

Автор:  VMenuhin [ 24-01, 23:21 ]
Заголовок сообщения: 

Доброго времени суток!

Очень интересно, фотки сборки и результата будут очень кстати :grin:

Пара маленький вопросов - вы пишете что:

Цитата:
Крылья симметричные...


Т.е они у вас с симметричным профилем? Зачем? Подъёмная сила у такого профиля невысока, пилотаж на двухканальном планере с таким V крыла тоже, по моему, не получится.

А как стабилизатор к балке крепить будете - перед килем, как на F1A?

Автор:  rcisrael [ 25-01, 10:36 ]
Заголовок сообщения: 

Одобрям! Я тож любитель построить. Причем от стендовых до композитных, включая депрон, пенопласт и EPP.

1. Соласен по поводу профиля крыла.
2. я бы все-таки добавил элероны и замутил на них функцию флапперонов.

каков планируемый вес модели?

Автор:  Richi [ 26-01, 10:59 ]
Заголовок сообщения: 

Нет, профиль крыла не симметричный. Взят один к одному с Альбатроса.
"Симметричные" - в смысле, одинаковые. Может, я не так выразился. Бывает, что делают отдельно общий центроплан, а к нему уже крепят "ушки".
Насчет элеронов я тоже думал. Теперь точно знаю, что с ними было бы гораздо прикольнее. Да и взлет более безопасный, можно подкорректировать, если что. И на посадке элерончики пригодились бы. Рулем направления можно завалить планер.
Фотки отдельных готовых узлов обязательно выставлю.

Автор:  Richi [ 26-01, 12:22 ]
Заголовок сообщения: 

Полетный вес намечался не более килограмма. Я был приятно удивлен, когда без батарейки планер получился 720 грамм. С батарейкой - почти 900. То есть, нагрузка на крыло 22.5 г/дм2

От идеи подвижного стабилизатора пришлось отказаться после первого же тестового полета. Просто "дикая" управляемость по тангажу, несмотря на установленную экспоненту 60 процентов. Возможно, из-за относительно короткого фюзеляжа. Как бы то ни было, стабилизатор был безжалостно разделен японским ножичком на две части. Передняя часть неподвижно закреплена на хвостовой балке алюминиевой скобой на эпоксидке. Конструкция, на мой взгляд, не очень надежная. Но это пока то, что пришло в голову. Руль высоты - на пластиковых петлях, по классической схеме.
Вот вид хвостового оперения снизу и сбоку
Изображение

И еще несколько фоток.
Передняя часть фюзеляжа со снятой крышкой батарейного отсека. Движок крепится на алюминиевых стойках. Под верхние винты подложены по 4 шайбочки, для придания продольной оси двигателя отрицательного угла.
Изображение

Внизу - технологический лючок для удобного доступа к регулятору, чтобы было удобнее крепить и подключать. Крышка на 4-х винтиках М2.
Изображение

Вид на сервы
Изображение

Половинки крыльев
Изображение

Профиль крыла
Изображение

А теперь - в полет!

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Автор:  VMenuhin [ 26-01, 23:11 ]
Заголовок сообщения: 

Интересно.
И как летает?
Судя по фоткам, движок поставлен с выкосом. Какие углы взяли?

Автор:  Richi [ 27-01, 12:00 ]
Заголовок сообщения: 

Движок, действительно, поставлен под углом вниз. Я уже писал о том, что подложил под верхние винты по 4 шайбочки. Сначала их было 2, но на моторном взлете надо было сильно придавливать ручку вниз, чтобы планер не перевернулся на спину. Теперь получше, но рулем высоты я все еще контролирую взлет, выдерживая угол примерно градусов 60.

Летает, вроде, неплохо. Сложно оценить объективно, это мой первый опыт постройки и пилотирования таких планеров. Очень (!) сильно не хватает элеронов. Возможно, это просто дело времени и привычки. В режиме парения элероны ни к чему, а при взлете и посадке очень пригодились бы. И воздушный тормоз был бы очень кстати. Из-за его отсутствия приходится заходить на посадку издалека, принимая в рассчет высокое качество планирования. Часто захожу с явным недолетом и потом подруливаю на движке. Есть еще один неприятный момент при заходе на посадку, - когда планер сливается с горизонтом, он, на какое-то время, практически теряется из виду. Мне посоветовали на переднюю часть крыла, по всей длине наклеить серебристую светоотражающую полоску. Я уже заказал ее на HobbyKing.
А так, планер - это действительно бальзам для души :grin: После того, как покрутился в воздухе на пилотажке и получил изрядную порцию адреналина... запускаешь планер, садишься на стульчик... и наслаждаешься его бесшумным парением...

Автор:  VMenuhin [ 28-01, 21:41 ]
Заголовок сообщения: 

Richi писал(а):
... Очень (!) сильно не хватает элеронов. ...В режиме парения элероны ни к чему...


Интуиция (и немножко опыта пилотирования планеров в бурной юности :mrgreen: ) подсказывают, что элероны пригодятся и в режиме парения - для более эффективного "центрирования" в восходящих потоках. Как крыло пдниматься начало - чуть чуть элеронов в поток, добавить РН и поднимаемся.

Автор:  Richi [ 29-01, 09:16 ]
Заголовок сообщения: 

Отсюда однозначный вывод - следующий планер будет с элеронами :mrgreen: .
А вообще-то планер часто сам себя центрирует по потоку. Моя бурная юность (когда аппаратуру радиоуправления было не достать и мы делали просто свободнолетающие модели) вспоминает планера, которые были затянуты потоком... а ты бежишь за ним по полю и ругаешь себя за то, что пренебрег поднимающимся стабилизатором и фитильком... бежишь и понимаешь, что через несколько минут твой планер превратится в точку, а потом сольется с небом и будет для тебя безвозвратно потерян...
Но это так, из области грустной патетики :razz:

Автор:  VMenuhin [ 29-01, 21:48 ]
Заголовок сообщения: 

Richi писал(а):
Отсюда однозначный вывод - следующий планер будет с элеронами :mrgreen: .
А вообще-то планер часто сам себя центрирует по потоку. Моя бурная юность (когда аппаратуру радиоуправления было не достать и мы делали просто свободнолетающие модели) вспоминает планера, которые были затянуты потоком... а ты бежишь за ним по полю и ругаешь себя за то, что пренебрег поднимающимся стабилизатором и фитильком... бежишь и понимаешь, что через несколько минут твой планер превратится в точку, а потом сольется с небом и будет для тебя безвозвратно потерян...
Но это так, из области грустной патетики :razz:


У нас свободнолетающие модели делали изначально с небольшим "винтом" одного из крыльев. С расчётом на то, что оказавшись в потоке, на этом крыле произойдёт срыв и модель "зацентрируется" в нём.

Автор:  VMenuhin [ 29-01, 21:49 ]
Заголовок сообщения: 

VMenuhin писал(а):
Richi писал(а):
Отсюда однозначный вывод - следующий планер будет с элеронами :mrgreen: .
А вообще-то планер часто сам себя центрирует по потоку. Моя бурная юность (когда аппаратуру радиоуправления было не достать и мы делали просто свободнолетающие модели) вспоминает планера, которые были затянуты потоком... а ты бежишь за ним по полю и ругаешь себя за то, что пренебрег поднимающимся стабилизатором и фитильком... бежишь и понимаешь, что через несколько минут твой планер превратится в точку, а потом сольется с небом и будет для тебя безвозвратно потерян...
Но это так, из области грустной патетики :razz:


У нас свободнолетающие модели делали изначально с небольшим "винтом" одного из крыльев. С расчётом на то, что оказавшись в потоке, на этом крыле произойдёт срыв и модель "зацентрируется" в потоке.

Автор:  Richi [ 11-02, 10:39 ]
Заголовок сообщения: 

VMenuhin писал(а):
У нас свободнолетающие модели делали изначально с небольшим "винтом" одного из крыльев. С расчётом на то, что оказавшись в потоке, на этом крыле произойдёт срыв и модель "зацентрируется" в нём.

А почему крутить только одно из крыльев? Ведь не известно, в какую сторону будет закручен поток. Все это хорошо для свободнолетающей модели. В радио-варианте есть свои преимущества, - всегда можно "докрутить" вручную. :smile:

Автор:  VMenuhin [ 06-01, 23:39 ]
Заголовок сообщения: 

Richi писал(а):
VMenuhin писал(а):
У нас свободнолетающие модели делали изначально с небольшим "винтом" одного из крыльев. С расчётом на то, что оказавшись в потоке, на этом крыле произойдёт срыв и модель "зацентрируется" в нём.

А почему крутить только одно из крыльев? Ведь не известно, в какую сторону будет закручен поток. Все это хорошо для свободнолетающей модели. В радио-варианте есть свои преимущества, - всегда можно "докрутить" вручную. :smile:


Подразумевалось, что искать поток нужно когда модель ещё на леере. Так всегда можно подвести модель "правильной" стороной.
Почуствовав поток, моделист отцеплял леер, инициируя таймер.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 2 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/